пятница, 3 мая 2013 г.

Пока руки могут...

- Удивляюсь тому, как вообще удалось выжить. Ели и траву, и корешки. Помню, мать и сестра весной собирали колоски, молотили на ручной мельнице, а бабушка потом из них пышки пекла: красивые, белые......
Источник: МояОкруга.рф
– Помню, как при Хрущёве начали сеять кукурузу. Я был одним из многих, кто внедрял её на поля. Сеялок тогда не было, а была проволока с узелками на расстоянии 70 сантиметров друг от друга, женские руки, колоссальное терпение и невероятное вдохновение. Потом в колхозе появились три сеялки. Старались при севе получить идеальные квадраты. Красовались друг перед другом, у кого лучше. Даже порою проверяли, совпадает ли всё: вылезали из тракторов и разрывали влажную землю голыми руками. Кожа на пальцах от этого очень сильно трескалась, - поделился воспоминаниями Пётр Павлович МАНАНКОВ. - До сих пор удивляюсь, сколько в нас было энтузиазма.
Пётр Павлович - коренной житель Щигров. Он - труженик тыла, посвятивший свою жизнь сельскому хозяйству. Будучи мальчишкой, в 1943 году начал свою трудовую деятельность: пас коров, ходил за плугом. В 1950 году пошёл учиться на тракториста, а после работал им до 1974 года, пока не стал бригадиром по технике, а там, в 1992-ом, ушёл на пенсию. Но полный сил мужчина сидеть дома не хотел, и, немного отдохнув, Пётр Павлович вновь вернулся в родной колхоз. В 2002 году по состоянию здоровья он окончательно ушёл на пенсию.
Годы войны Пётр Павлович помнит хорошо. Помнит, как провожал на фронт отца, а в сорок третьем семья получила похоронку.
- В это время женщины очень часто пели, заглушая своё горе. Страшно было после войны: голод, неурожай. Удивляюсь тому, как вообще удалось выжить. Ели и траву, и корешки. Помню, мать и сестра весной собирали колоски, молотили на ручной мельнице, а бабушка потом из них пышки пекла: красивые, белые. Я в рот беру их, батюшки, есть невозможно, затхлые и вообще… Так и не съел. То отруби давали всякие. Мне ещё повезло, ведь я в колхозе работал в бригаде, нас худо-бедно три раза в день кормили. Всё посытнее был, чем сёстры. Со временем забывается, конечно, всё, и вспоминать не хочется. Зато, несмотря ни на что, ходили на улицу, веселились: играли на гармонях, мандолинах.
В большом доме Петра Павловича очень уютно и светло, сразу видно, что этот дедушка своими детьми не забыт. На серванте стоит несколько чёрно-белых фото, где, словно сквозь годы, на гостя смотрит молодой Пётр Павлович и, по-видимому, супруга.
- С женой счастливо 56 лет прожили, - вздыхает он и опускает голову. - У нас трое детей: две дочери и сын, - немного помолчав, продолжает Пётр Павлович. - Старшая дочь в Москве живёт, а другие тут, рядышком. Три внука и две внучки, правнук и правнучка - вот и всё моё богатство.
На диване лежит стопочка газет "Ивантеевского вестника" и "Советской России", а на столе разложены всякие детальки и корпус фонаря: "Негоже без дела сидеть. Вот в фонаре фотоэлемент сломался, хочу из другого прибора вставить, да на улицу повесить. Да и, пока руки могут, нужно делом заниматься, ведь негоже жить и не приносить никакой пользы", - сказал на прощание Пётр Павлович.


Источник: МояОкруга.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий